Зачем это нужно
Выработанные принципы ориентированы на широкую публику, но это лишь попытка объяснить людям, к чему стремятся терапевты, работая с пациентами. Чтобы получить эти ориентиры, я изучила и суммировала знания, накопленные в психологической литературе за сто лет. А заниматься этим я стала, когда заметила тенденцию называть исчезновение симптома излечением.
К примеру, в научных кругах часто обсуждается, удалось ли снизить тревожность пациента, насколько и сколько сессий для этого понадобилось. Увы, при таком походе теряется из виду, что, когда идет работа, этот уровень может не только понижаться, но и повышаться, когда специалист, например, пробует новый подход.
Мало того, что список не предназначен для оценки психического здоровья, оценивать самого себя — в высшей степени неэффективно: вдруг вы просто хотите видеть себя таким?
Например, кто-то утверждает, что с его самооценкой все в порядке, а со стороны видно, что это не так. Иначе зачем этот человек то и дело говорит о том, какой он прекрасный, замечательный, как его все любят и уважают? Если бы у него было все в порядке с самооценкой, ему бы не приходилось себя восхвалять.
Кроме того, некоторые из этих пунктов описывают свойства и состояния, которые можно оценить только ретроспективно. У меня был пациент, который с самого начала терапии утверждал, что не испытывает никаких проблем с доверием. Понадобилось пять лет, чтобы он понял (сам для себя), что большую часть жизни недостаточно доверял окружающим. А сделать это он смог только после того, как ситуация полностью изменилась.
Элементы психического и эмоционального здоровья
1. Любовь
Уметь быть в отношениях, открываться другому человеку, любить его таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами. Не идеализировать и не обесценивать. Быть способным отдавать, а не брать.
2. Работа
Не только в прямом смысле — в офисе, на работе, за зарплату. Важно создавать, творить, привносить в мир что-то новое, реализовывать творческий потенциал. Осознавая, что все, что мы делаем, должно обладать смыслом и значением не только для нас, но и для других людей.
3. Игра
Речь о способности «играть» словами, символами, уметь использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать опыт и получать от этого удовольствие.
Психологи отмечают пугающую тенденцию: мы перестаем играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы все меньше танцуем, поем, занимаемся спортом и все больше наблюдаем за тем, как это делают другие. Интересно, каковы будут последствия?..
4. Безопасные отношения
Психоаналитик Джон Боулби описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (мы не можем выносить одиночество, поэтому «прилипаем» к значимому объекту) и избегающую (мы можем легко отпустить другого, но при этом остаемся с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился еще один тип привязанности — дезорганизованный: мы «прилипаем» к объекту привязанности и одновременно «кусаем» его.
К сожалению, нарушение привязанности — весьма распространенное явление. Однако его можно изменить, в том числе и с помощью психотерапии.
5. Автономия
Ее недостаток выражается в первую очередь в том, что мы делаем не то, чего хотим на самом деле. Мы даже не успеваем прислушаться к себе и выбрать, чего бы нам… хотелось хотеть.
При этом мы по-прежнему хотим быть автономными и что-то решать, а значит, пытаться контролировать хоть что-то, к примеру, свой вес. В тяжелых случаях это приводит к анорексии.
6. Контакт с собой
Точнее, со всеми сторонами собственного «Я»: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими радости. Это, в частности, помогает переживать конфликты, не распадаясь на части.
Очень важно держать в себе три образа: кем мы были когда-то, кто мы есть сейчас и кем станем через десять лет. Учитывать и интегрировать то, что дано природой, с тем, что мы сами сумели в себе развить.
7. Восстанавление после стресса
Если мы имеем достаточно сил, когда сталкиваемся со стрессом, то не срываемся и не заболеваем, а находим способ адаптироваться к новой ситуации.
8. Реалистичная самооценка
Порой мы слишком жестко оцениваем себя, критикуем, уничижаем. Или наоборот — обладаем завышенной самооценкой. Отчасти дело в том, что в детстве родители восхвалили нас, желая, чтобы мы были самыми «лучшими».
Но необоснованная похвала, лишенная любви и тепла, вселяет чувство пустоты. Мы не понимаем, кто мы на самом деле, и часто действуем, как будто окружающие обязаны относиться к нам как-то по-особому, хотя, по сути, не заработали этого.
9. Система ценностных ориентиров
Важно, чтобы мы понимали этические нормы, их смысл, при этом были гибки в следовании им.
10. Выдерживание накала эмоций
Чувствовать их, но не действовать под их влиянием. Оставаться в контакте важно не только со своими эмоциями, но и с мыслями и размышлениями — рациональной частью.
11. Рефлексия
Способность смотреть на себя со стороны. Если мы способны к рефлексии, то видим, в чем именно заключается наша проблема, и стараемся решить ее, максимально эффективно помогая себе.
12. Ментализация
Если мы обладаем этой способностью, то понимаем, что другие — совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Тогда нам легче дается осознание, что иногда обида на чьи-то слова и поступки бывает вызвана скорее нашим личным, персональным опытом и личностными особенностями, а не желанием другого человека нанести обиду.
13. Владение достаточным количеством защитных механизмов
Конечно, помимо владения ими крайне важна и гибкость в их использовании.
14. Баланс между тем, что мы делаем для себя и для окружения
Важно быть собой, заботиться о собственных интересах, но не забывать учитывать при этом интересы других.
15. Чувство витальности
Способность чувствовать себя живым. Психоаналитик Дональд Вудс Винникотт писал, что мы можем нормально функционировать, но при этом быть как будто неживыми. О внутренней омертвелости писал и психоаналитик Андре Грин.
16. Принятие того, что мы не можем изменить
Уметь искренне и честно грустить в связи с тем, что невозможно изменить. Принимать ограниченность своих возможностей и оплакивать то, чего бы нам хотелось иметь, но не получается.
Что в итоге
Можно ли назвать список из 16 пунктов окончательным, или со временем туда добавятся новые детали и элементы? Я не могу назвать работу исчерпывающей. Во время работы мои коллеги-психотерапевты подсказывали некоторые пункты, которые я пока не включила в список. Мне казалось, что они не вполне подходят, в то время как назывались вполне достойные элементы: духовность, способность к прощению, благодарность, чувство юмора. Но я собираюсь написать книгу об этом и по-прежнему собираю идеи.
Об авторе: Нэнси Мак-Вильямс — психолог, психоаналитик.