Что такое корпоративный стокгольмский синдром?
Согласно социологическому опросу, проведенному по заказу Демократической ассоциации рабочих США, у 25% американцев на работе царит диктатура. Неудивительно, что у многих работников при неблагоприятном служебном климате проявляются специфические симптомы.
Большинство из них подвержены так называемому корпоративному стокгольмскому синдрому. Этот психологический феномен заключается в патологическом чувстве вины служащего перед начальником-тираном. Служащие деморализованы и страдают от постоянного страха быть уволенными.
Жертвами этого синдрома становятся работники, которым внушают необходимость отстаивать корпоративные ценности ценой долгих рабочих часов и при минимальной компенсации
В организациях с таким подходом к сотрудникам начинают с того, что сулят повышение за дополнительный объем работы, а заканчивают настоящим террором — унижениями и угрозами увольнения за невыполнение обязательств. В результате жертвы корпоративного стокгольмского синдрома начинают сомневаться в собственной компетентности, испытывают сильный стресс, который приводит к физическим и психологическим болезням.
Примеры
Недавно моя клиентка вступила на новую должность, где ей не было предложено никаких обучающих программ. При этом от нее ожидали владения информацией и навыками, о которых она не имела ни малейшего понятия. Это «состояние утопающего» ввергло ее в глубокое эмоциональное расстройство.
Другой клиент настолько загружен на работе, что жизнь вне работы перестала для него существовать. Его коллега стал объектом пристального внимания начальства только потому, что попросил отгул на время медового месяца.
Почему так происходит?
Более 145 миллионов американцев принадлежат к категории малоимущих, в то время как корпоративные магнаты зарабатывают в 300 раз больше, чем среднестатистический гражданин.
«Страна строится для богатых, для владельцев корпораций, банкиров и эксплуататоров труда, — утверждала американская политическая активистка Хелен Келлер. — В то время как основная часть человечества — трудящиеся. Нет разницы между правами женщин и мужчин, пока у людей нет права на собственность и на достаточные средства к существованию. Пока большинство задыхаются от индустриального гнета, избранное меньшинство за счет этого живет в свое удовольствие».
Влияние профсоюзных организаций заметно уменьшилось, а Америка находится в экономическом кризисе, поэтому коллективные переговоры ничего не решают. Это дает работодателю возможность пренебрегать психологическим здоровьем своих сотрудников ради выполнения корпоративных задач.
Что делать, если вы испытываете чувство вины?
В такой ситуации важно, чтобы человек мог поверить в свою состоятельность. Поэтому следует выявить внешнюю причину этого состояния и таким образом прекратить самобичевание. Забота о физическом здоровье и четкое определение границ между самоуважением и терпением позволят вернуть уверенность в себе.
Если же все усилия бесплодны, то единственным выходом будет поиск нового места работы с более здоровой рабочей обстановкой.
Об авторе: Шери Хеллер — психотерапевт, специалист по зависимостям, владеет Эриксоновским гипнозом, лицензированный социальный работник штата Нью-Йорк (США).