Еще 50 лет назад это было трудно представить, но сегодня почти во всех западных странах девочки учатся лучше мальчиков — утверждает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Чиновники, которые 40 лет назад считали девочек малоспособными к учебе, теперь в отчаянии подсовывают мальчикам «Гарри Поттера» в надежде, что те прочтут хотя бы его.
Такая ситуация наблюдается во всех слоях общества, от частных пансионов с годовой стоимостью обучения в несколько десятков тысяч долларов до государственных школ для малообеспеченных семей. «Все дело в их возрасте, в перестройке организма, в гормонах», — утверждает директор лондонского Веллингтон-колледжа (обучение — 25 тысяч фунтов в год) Энтони Селдон.
«Существует коллективное убеждение, что работать на уроках, проявлять свой ум — это не круто», — добавляет Иван Йип, директор школы для бедных Bronx Leadership Academy (Нью-Йорк, США).
Мальчики меньше занимаются и меньше читают
Впрочем, из отчета ОЭСР ясно, что ситуация не так драматична. Преимущество девочек проявляется не везде: в математике, например, пятнадцатилетние мальчики обгоняют своих сверстниц — разрыв соответствует трем дополнительным месяцам обучения. В естественных науках оба пола в целом равны, однако по литературе во всех 64 странах, где проводилось тестирование, девочки вырвались вперед и обгоняют мальчиков примерно на год обучения.
Такие результаты тестирования — прямое следствие разницы в мужском и женском отношении к образованию. Ученицы в среднем тратят на домашние задания по пять с половиной часов в неделю, ученики — на час меньше. Три четверти девочек любят читать, среди юношей таких чуть больше половины. Время, проводимое за чтением, год от года сокращается для обоих полов, но мальчики отказываются от книг быстрее.
Выясняется, что среднестатистический мальчик — куда худший ученик, чем среднестатистическая девочка. Так говорит статистика, и таково общее мнение. Но не нужно делать неверные выводы.
Вместо того чтобы уделять ученикам-мальчикам в средней школе больше внимания, поощрять их интерес к учебе, мотивировать их заниматься, бороться со стереотипом, что «учиться — это отстой», многие преподаватели, как утверждает ОЭСР, ведут себя по-другому. Они склонны относиться к ним скептически и оценивать их работы ниже, уничтожая последние остатки мотивации.
Гендерный перевес
Именно умение читать и понимать прочитанное, которым на выходе из средней школы девушки владеют значительно лучше, оказывается ключевым для дальнейшего обучения, как в старших классах, так и в университете. Во многом из-за этого соотношение поступающих в университеты изменилось: в 1986 году 54% абитуриентов составляли мужчины, сейчас большинство (56%) — женщины.
Тот же фактор чтения во многом объясняет, почему юноши в среднем учатся хуже девушек и чаще бросают, не закончив, высшее образование. Такой вариант был приемлем век назад, когда на рынке труда было много хорошо оплачиваемой мужской работы, не требующей высшего образования, но те времена давно закончились, и что теперь делать с растущим числом недообразованных молодых мужчин?
Торжество феминизма?
Существует точка зрения, согласно которой женщины уже обошли мужчин не только в образовании, но и в политике и в социальной иерархии. Но сложившаяся ситуация, радующая феминисток сейчас, может огорчить женское население в будущем: если в прошлом женщины чаще всего выходили замуж за мужчин своего или более высокого социального круга, то через некоторое время образованных, хорошо обеспеченных мужчин перестанет хватать на всех желающих.
Женщины по-прежнему значительно проигрывают мужчинам по двум важным параметрам: они зарабатывают в среднем на 25% меньше мужчин, а их число среди управляющих высшего звена не превышает одной трети.
В современном мире особенно ценится работа в неурочные часы, доступность по телефону 24/7, готовность быстро менять место работы — качества, традиционно в большей степени присущие мужчинам. Выдержит этот мужской бастион или падет, как и все предыдущие, остается только гадать.