7 фраз, которые испортят вашу репутацию на работе

«Это несправедливо»

Вы хотите, чтобы жизнь непременно была справедливой — к вам прежде всего. Это похоже на вопль маленького ребенка, которому родители отказались покупать игрушку. Осознание, что мир нам ничего не должен, делает нас сильнее и самостоятельнее. И наоборот, взывая к абстрактной справедливости, вы показываете себя незрелым и наивным.

Будьте конструктивны. Отталкивайтесь от фактов (своих результатов, прибыли, которую вы принесли компании, конкретных предложений), а их интерпретацию отложите в сторону. Например, скажите: «Я заметила, что вы назначили Анну ответственной за тот большой проект, который я хотела вести. Не могли бы вы объяснить мне, почему вы приняли такое решение? Я бы хотела знать, чего, на ваш взгляд, мне не хватает для этой работы».


«Но мы всегда так делали»

Изменения в жизни происходят так быстро, что решение, к которому мы прибегали еще полгода назад, в сегодняшних условиях уже может не работать. Аргумент «от привычки» не поможет продвинуться вперед, но может заставить вашего руководителя задуматься: «А что, если он просто ленивый работник и боится перемен?»

«Я, может быть, скажу глупость, но...»

Слишком осторожные и самоуничижительные фразы подрывают доверие к вам. Даже если ваше предложение действительно блестяще, форма, в которой вы высказываете его, говорит о вашем недостатке веры в себя. Если вы сами не уверены в успехе, как вы рассчитываете убедить других?

Не будьте своим собственным худшим критиком. Возможно, кто-то сочтет ваше предложение неуместным, но его поддержат другие. Его могут отвергнуть, но зато оно даст толчок продуктивной дискуссии. Вариантов масса. В любом случае не стоит сразу вешать на свои слова ярлык незначительности.

7 фраз, которые испортят вашу репутацию на работе

«Нет проблем»

Когда в ответ на чью-то просьбу или в благодарность за вашу помощь отвечаете «нет проблем», вы подразумеваете: просьба сама по себе могла быть проблемой. Ваш собеседник может почувствовать себя так, словно он обременил вас. Такие оттенки речи могут показаться несущественными, но на самом деле мы так или иначе считываем их.

Что можно ответить, чтобы не создавать неловкость? Скажите: «Рад (был) помочь». Или: «С удовольствием помогу вам». Это тонкое различие в языке, но оно имеет влияние на людей.

«Этого нет в моей должностной инструкции»

Эта фраза — даже если вы произнесли ее в шутку — изобличает вас как человека, который готов выполнять только минимальные требования, чтобы получать зарплату. Ваш руководитель может решить, что интересы компании вас совершенно не волнуют и на вас, скорее всего, нельзя положиться.

Если вы привыкнете оправдываться, вас будут считать человеком, который не отдает отчета в своих действиях. Вам перестанут доверять

Если вам кажется, что просьба чрезмерна, неуместна или задевает ваши интересы, уточните, правильно ли вы поняли ее. Если просьба не требует от вас поступиться своими ценностями или нарушить закон, выполните ее.

В идеале стоит обсудить с руководителем границы ваших должностных обязанностей. Назначьте время разговора и постарайтесь максимально конструктивно изложить свою позицию. Если начальник хочет, чтобы вы делали больше, предложите прописать это, уточните, как это отразится на зарплате. Не стоит сразу торговаться и ссылаться на трудовой кодекс. Покажите, что вы готовы работать больше и лучше — но было бы удобнее, если бы у вас было четкое представление о круге своих обязанностей.

7 фраз, которые испортят вашу репутацию на работе

«Это не моя вина»

Переводить «стрелки» — не лучшая тактика. Будьте ответственны. Если вы были вовлечены в дело и что-то пошло не так, что бы это ни было, — признайте свою роль в том, что произошло. Предложите объективное, бесстрастное объяснение того, что произошло. Придерживайтесь фактов, предоставьте вашему руководству и коллегам делать выводы.

Если вы привыкнете оправдываться, вас будут считать человеком, который не отдает отчета в своих действиях. Это нервирует и раздражает. Коллеги могут избегать работать с вами и в случае общей ошибки будут стараться ударить вас первыми, чтобы вы не успели обвинить их.

«Ненавижу эту работу»

Жалобы — последнее, что хотят от вас слышать ваши коллеги и начальство. Во-первых, это напрочь убивает рабочий настрой и мотивацию. Во-вторых, вы сразу приобретаете репутацию неудачника, который не заинтересован в развитии и не готов улучшить что-то в своей жизни. Наконец, это наведет вашего руководителя на мысль, что вы — балласт, от которого нужно будет избавиться при первом удобного случае. В конце концов, вокруг полно энтузиастов, которые готовы занять ваше место.