Грустная женщина на фоне окна

Грех, по учению церкви, — это ошибка или промах, а вовсе не преступление, как думают некоторые. К погибели человека приводит не сам грех, а болезнь души, ее поврежденность, которая является источником всех грехов. В православной терминологии эти смертоносные болезни именуются губительными страстями.

Стадии появления страстей

1. Прилог

Cтрасти появляются не сразу, а постепенно. Вначале появляется некая греховная мысль, предложение греха с намеком на какую-то сладость, обещание удовольствия. Святые отцы называют это «прилогом», то есть тем, что желает присоединиться к нам, войти в нашу жизнь.

Можно сказать, что человек не властен над появлением прилога, а потому стадия возникновения искушения сама по себе еще безгрешна. Подобно этому и сильные эмоции, которые внезапно овладевают человеком, имеют полное право на свое возникновение.

«Мы не в силах запретить птицам летать над нашими головами, но в нашей полной власти запретить им свить гнездо на нашей голове, и уж тем более высидеть там птенцов», — так писал один из учителей церкви.

2. Борьба с помыслом

Гораздо важнее то, что человек сделает с этими эмоциями и как он поступит под их влиянием. Мы начинаем разбираться, точно ли это хорошее предложение или же это все-таки приглашение ко греху, и спорим с ним, и осуждаем его — то есть мы вступаем во вторую стадию, борьбы с помыслом, и все еще может закончиться победой над помыслом.

3. Искушение

Эта стадия является переломной. Увлекшись полемикой с помыслом, можно представлять себя в качестве действующего лица, побеждающего данный грех, и не заметить, как произойдет увлечение этим помыслом, сладостное мечтание о запретной ситуации, смакование возможных подробностей…

4. Пленение

Затем последует последняя стадия — пленение — сильное увлечение прилогом, который становится для человека страстью, когда он теряет контроль над ним. Это приводит к окончательной зависимости человека, к потере контроля над своими поступками, к одержимости, когда грех сам властвует над человеком и над его жизнью.

Мудрее поступает тот, кто уже на первой стадии внимателен к искушению, потому что с каждой последующей стадией борьба со страстью становится все труднее. Современный человек обычно молниеносно проскакивает первые стадии, обнаруживая себя уже глубоко погрязшим в нехорошие мечтания и желания или совершая некрасивые поступки, которые на самом деле он вовсе не хочет совершать.

Как поступать с сильными эмоциями? Мнение священника

Восемь страстей

Евагрий Понтийский впервые дал определение восьми основным страстям:

  • Плотские страсти — Чревоугодие, Блуд, Сребролюбие.

  • Душевные страсти — Гнев, Печаль, Уныние.

  • Духовные страсти — Тщеславие, Гордыня.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин описывает страсти так:

Душевные страсти

Гнев:

  • внутренний;

  • внешний — в словах и рукоприкладстве,

  • злопамятство;

Печаль:

  • по потерям и несбывшимся мечтам;

  • из-за опасений, страхов и многих забот.

Уныние:

  • апатия — гонит в сон;

  • отчаяние — из келии.

Духовные страсти

Тщеславие:

  • плотскими преимуществами;

  • духовными заслугами.

Гордость:

  • плотская надменность;

  • духовное превозношение — гибельнее всех остальных страстей, поскольку подстерегает преуспевших в подвиге борьбы со страстями.

Как бороться со страстями?

Борьбу со страстями надо начинать с любимой, то есть наибольшей, но нередко бывает, что осознания греха и осуждения его еще недостаточно для победы над грехами. Дело в том, что каждая страсть, укореняясь в человеке, связывается со многими другими, жизненно важными для человека вещами.

Распутать этот клубок способен психолог. Благодать Божия вытесняет страсть, а психологическая помощь находит те травмы, которые эта страсть обслуживала. Зачастую наши зависимости есть не что иное, как своеобразная анестезия, анальгетик, который приглушает душевную боль, никогда ее не вылечивая. Эта боль иногда оказывается вытесненной, и ее принято называть «психологической травмой».

Особенно часто такие травмы человек получает в детстве, а последствия их сказываются в зрелом возрасте. Корни алкогольной или наркотической зависимости лежат не в дурном характере или в генах, а в неуврачеванных травмах. С помощью психолога человек может обнаружить в себе те слабые места, за которые цепляется завладевшая им страсть. Так, не подменяя друг друга, священник и психолог помогают человеку встать на путь духовного здоровья.

Петр Коломейцев

Священник, психолог, сурдопедагог, соучредитель Центра реабилитации детей-инвалидов ДЭЦ «Живая Нить» и духовник Образовательного центра равных возможностей для детей-сирот «ВВЕРХ».