Термин «эмоциональный интеллект» появился в 1990-х годах. Исследователи Питер Саловей и Джон Майер определили его как группу ментальных способностей:
- способность к восприятию и выражению эмоций;
- способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций;
- способность понимать свои и чужие эмоции;
- способность управлять эмоциями.
«По сути, у нас два ума: один думает, другой чувствует. Эти два ума — эмоциональный и рациональный — почти всегда пребывают в согласии, объединяя в корне различные способы познания, чтобы с успехом вести нас в мире, — пишет научный журналист, автор книги об эмоциональном интеллекте Дэниел Гоулман.
— Обычно устанавливается некое равновесие между эмоциональным и рациональным умом: эмоции питают рациональный ум и воодушевляют его на действия, а рациональный ум облагораживает эмоции и в некоторых случаях запрещает их проявление.
В большинстве случаев эти умы строго скоординированы: чувства необходимы для мышления, а мышление — для чувств. Но если страсти бушуют, равновесие нарушается. Значит, эмоциональный ум взял верх и подавил рациональный»1.
Для чего нам эмоциональный интеллект? Коуч Леонид Кроль предлагает подойти к этому вопросу с трех разных сторон. Итак: чему помогает эмоциональный интеллект, как происходит его развитие и что может этому помешать.
Чему помогает эмоциональный интеллект?
- Избавиться от стресса в случае повышенной неопределенности и хаоса.
- Формировать образы действия предварительно, даже если информации недостаточно.
- Лучше понимать людей, «влезая в их шкуру».
- Получать чувственное удовольствие и понимать, что нас держит в той или иной ситуации.
- Обрабатывать информацию нелогически.
- Нетривиально ставить задачи и переформулировать условия.
- Выходить за пределы предшествующего, структурированного опыта.
- Проявлять обаяние и харизматичность.
- Оптимизировать индивидуальность и открытость поведения.
- Лучше чувствовать красоту и глубину окружающего мира.
Что нам надо знать о нем?
- Люди живые, даже когда об этом забывают.
- Чувства все время с нами.
- Тысячи лет эволюции создали в человеке множество вариантов реакций.
- Агрессия позитивна, имеет разные формы, лучше их знать и использовать.
- Мы существа, которые часто бывают рассеянны.
- Чем меньше мы говорим, тем сильнее наши слова.
- Или мы управляем привычками, или они нами.
- Управлять не значит подавлять.
- Если мы игнорируем чувства — они мстят.
- Эмоциональный интеллект — это дар, но его легко растратить.
- Если вы инвестируете в эмоциональный интеллект, вы богаты.
- Мы думаем телом, если думаем вообще.
- Видеть красоту вокруг и жить ею помогает думать качественно иначе.
Что мешает развитию и проявлению эмоционального интеллекта?
- Принятие чужих «деклараций» — чувств, эмоций, переживаний — за свои (из душевной лени или из чувства самосохранения).
- Недооценка чувственных переживаний.
- Страх течения собственной эмоциональной жизни.
- Неумение чувствовать.
- Не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни.
- Спешка и занятость, сбой ритмов — ориентация на «внешнее и объективное».
- Декларативная, показная эффективность и попытки ее измерять.
- Страх быть «не таким».
- Неумение наблюдать мелочи и увязывать их в «картины».
- Желание обобщить, сделать выводы, подвести итог.
- Незнание себя: собственного обаяния и харизматичности.
- Показная взрослость и разумность.
1 Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» (Манн, Иванов и Фербер, 2015).