Манипуляторы умеют точно вычислить наши слабые места и используют их против нас. С помощью хитрых уловок заставляют служить своим целям в ущерб нашим интересам. Единожды преуспев, не оставляют нас в покое до тех пор, пока мы не решимся дать отпор. Оказаться жертвой манипуляций крайне неприятно. Чтобы защититься от них, следует соблюдать правила безопасности.
1. Помните о своих правах
Пожалуй, это главное правило. Необходимо осознать свои фундаментальные права, уметь отслеживать, когда они нарушаются, и защищать их. Каждый из нас имеет право:
- на уважение со стороны других людей,
- выражать чувства, мнения и желания,
- устанавливать приоритеты,
- говорить «нет», не чувствуя себя виноватым,
- получить то, за что заплатил,
- выражать взгляды, отличающиеся от взглядов других людей,
- защищать себя от физических, моральных и эмоциональных угроз,
- строить свою жизнь в соответствии со своим пониманием счастья.
Эти фундаментальные права обозначают границы вашего личного пространства.
2. Держите дистанцию
В общении манипулятор постоянно меняет маски: с одним человеком он подчеркнуто вежлив, с другим — вызывающе груб, в одной ситуации абсолютно беспомощен, в другой крайне агрессивен. Заметив, что кому-то свойственны подобные крайности, держитесь от этого человека на безопасном расстоянии и старайтесь не вступать с ним в контакты без необходимости.
Причины манипулятивного поведения сложны и коренятся в детском опыте. Исправлять, перевоспитывать или спасать манипулятора не ваша задача.
3. Не принимайте его слова на свой счет
Задача манипулятора — играть на ваших слабостях. Неудивительно, если рядом с ним вы начинаете ощущать свою неполноценность и даже обвинять себя в том, что не соответствуете его требованиям. Отследите эти чувства и вспомните, что проблема не в вас.
Вами манипулируют, чтобы заставить чувствовать себя недостаточно хорошим, а значит, готовым подчиниться чужой воле и отказаться от своих прав. Обдумайте ваши отношения с манипулятором, ответив на вопросы:
- Проявляет ли он ко мне искреннее уважение?
- Насколько обоснованы его ожидания и требования?
- Насколько сбалансированы наши отношения? Может, только один из нас вкладывается в них, а второй получает выгоду?
- Не мешают ли мне эти отношения хорошо относиться к себе?
Ответы на вопросы помогут понять, в ком проблема — в вас самих или в другом.
4. Задайте ему проверочные вопросы
Манипуляторы одолевают просьбами или требованиями, заставляя забыть нас о себе и переключиться на их нужды. Услышав очередной необоснованный призыв, переместите фокус внимания на манипулятора.
Задайте ему несколько проверочных вопросов. Так вы поймете, обладает ли он хоть какой-то самокритичностью, чтобы осознать несправедливость своих притязаний.
- «Ты считаешь, что это разумная просьба (требование)?»
- «По-твоему, это честно по отношению ко мне?»
- «У меня может быть свое мнение по этому поводу?»
- «Ты меня спрашиваешь или утверждаешь?»
- «А что я получу в итоге?»
- «Ты действительно рассчитываешь, что я… (переформулируйте его просьбу/требование)?»
Задавая эти вопросы, вы как бы ставите перед ним зеркало, и манипулятор может разглядеть в «отражении» истинный смысл своего запроса. Если он обладает хоть малой долей самокритичности, то скорее всего отступит. Хотя, конечно, встречаются и совершенно безнадежные персонажи, которые не станут слушать вас и продолжат настаивать на своем. В таком случае воспользуйтесь следующими советами.
5. Не спешите!
Еще один излюбленный прием манипуляторов — добиваться от вас немедленного ответа или действия.
В ситуации нехватки времени им легче управлять вами и достигать своих целей. В терминологии специалистов по продажам это называется «Закрыть сделку». Если вы чувствуете, что на вас давят, — не торопитесь принимать решение. Используйте временной фактор в своих интересах, дистанцируйтесь от попыток давить на вас.
Вы сохраните контроль над ситуацией, всего лишь сказав: «Я подумаю над этим». Это очень действенные слова! Возьмите паузу, чтобы оценить все за и против, и взвесьте, хотите ли вы продолжать обсуждение и достичь более справедливой договоренности, или же лучше вообще сказать «нет».
6. Учитесь говорить «нет» — дипломатично, но жестко
Умение говорить «нет» — важнейшая часть искусства коммуникации. Внятно сформулированный отказ позволяет твердо стоять на своем, сохраняя при этом нормальные отношения с визави. Вы имеете право устанавливать приоритеты, не испытывая при этом чувства вины.
7. Дайте отпор обидчику
Порой манипуляторы доходят до прямых издевательств, пытаясь запугать жертву или причинить ей вред. Главное, что надо помнить: подобные люди цепляются к тем, кого считают слабаками, пассивными и уступчивыми.
При этом многие обидчики трусливы, и как только намеченная жертва начинает проявлять твердость и отстаивать свои права, манипулятор чаще всего отступает. Это правило работает в любом сообществе — в школе, в семье, на работе.
Привлеките других людей как свидетелей или для поддержки. Противостоять обидчику нужно сообща
Как показывают исследования, многие обидчики сами когда-то были жертвами насилия. Это обстоятельство, конечно, их не оправдывает, но о нем важно помнить, чтобы хладнокровнее относиться к их нападкам.
Решив дать отпор обидчику, сохраняйте чувство собственного достоинства, привлеките других людей как свидетелей или для поддержки, позаботьтесь о письменных доказательствах недопустимого поведения. Столкнувшись с психологическим или физическим насилием, проконсультируйтесь с юристами. Противостоять обидчику нужно сообща.
8. Расскажите ему о последствиях
В ответ на грубое вторжение в ваше личное пространство и нежелание слышать ваше «нет» расскажите манипулятору о последствиях его действий. Умение прогнозировать и убедительно сформулировать возможные последствия — одно из самых сильных средств, позволяющих вывести манипулятора из игры. Это ставит его в тупик и заставляет переменить отношение к вам на уважительное.
Об авторе: Престон Ни — эксперт по коммуникативным стратегиям, коуч.