Традиционно считается, что за распознавание речи отвечает левое полушарие головного мозга. Однако новые исследования ученых Пекинского университета и их коллег из Гонконга обнаружили, что это верно не для всех языков. И если, например, при распознавании английской речи мозг действительно задействует лишь левое полушарие, то распознавание китайской требует активности и от правого. Дело в том, что классический китайский (мандаринский) относится к так называемым тоновым языкам. Высота звука в них повсеместно используется для различения смысла слов.
В своих экспериментах ученые с помощью магнитно-резонансной томографии наблюдали активность мозга добровольцев, слушавших речь на китайском либо английском языках (которые в каждом из случаев были для них родными). Как выяснилось, у англоговорящих участников исследования активировались три специфические области левого полушария мозга, ответственные за распознавание речи, – нижняя лобная извилина, передняя верхняя височная извилина и задняя часть средней височной борозды. Те же области активировались и у участников, говорящих на китайском. Однако помимо этого у них регистрировалась еще и активность в верхней височной извилине правого полушария (1). Эта область ранее связывалась учеными с восприятием музыки и, в частности, высоты звука.
«Высота звука критически важна для восприятия музыки, но имеет не меньшее значение и для понимания смысла в тоновых языках, – прокомментировал открытие один его соавторов, ученый Университета Гонконга Ганг Пенг (Gang Peng) порталу
Данные исследования важны для общего понимания деятельности мозга и взаимодействия полушарий при обработке речи. На практическом уровне они могут быть полезны нейрохирургам при проведении операций на мозге. Ну а кроме того, они отчасти объясняют, отчего «китайская грамота» с большим трудом дается людям, привыкшим говорить на языках, в которых высота звука никак не связана со смыслом, – например, на русском или английском. По этой причине, скажем, Марку Цукербергу или британскому принцу Уильяму, изучающим китайский мандаринский, приходится во время своих уроков в буквальном смысле больше работать головой – задействуя не одно, а сразу оба полушария.
1.