Основные идеи
- Физическое и словесное насилие — сигнал тревоги, на который надо реагировать, если оно становится для ребенка основным способом общения.
- Задача родителей в том, чтобы помочь ребенку преобразовать его агрессивные импульсы в приемлемые, человечные чувства.
- Проявляя агрессию, ребенок всегда выражает свое страдание, реагирует на неблагополучие в семье.
В одном из престижных лицеев четвероклассники писали изложение. Учительницу на минуту позвали к директору, а за это время двое соседей по парте успели поссориться: Антон заглянул к Вике в тетрадь, та прикрыла страницу рукой, он обозвал ее врединой, она стукнула его тетрадкой. В ответ мальчик с такой силой толкнул соседку, что она упала со стула и сломала руку…
Эту историю можно было бы считать просто несчастным случаем, если бы современные учителя и родители все чаще — с горечью и растерянностью — не отмечали в поведении детей стремление решать проблемы силой.
«Сегодня если дети дерутся, то бьют очень больно, — говорит психолог Ольга Кардашина. — Конфликты нередко заканчиваются травмами, и происходит это не только с детьми из неблагополучных семей или c теми, кто много времени проводит за просмотром телепередач или компьютерными играми, — а ведь именно так многие привыкли считать».
Что делать в таких ситуациях — наказывать? И как предотвратить саму возможность того, чтобы наш ребенок стал агрессивным и тем более жестоким?
Когда родителям начинать беспокоиться?
Родителям непросто понять масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Кого же действительно можно назвать «проблемным ребенком»? Дошкольника, который заходится в гневном крике в ответ на родительское «нет»? Второклассника, который дерется на переменах? Или подростка, который при любой возможности пускает в ход кулаки?
«Я никак не могла решить, где кончаются так называемые нормальные мальчишеские шалости и начинаются ненормальные, — признается Лилия, мать двух близнецов-первоклашек. — Витя и Митя всегда были легковозбудимы, но мне по-настоящему стало не по себе, когда мама их одноклассника пожаловалась, что мои дети загнали в угол ее сына и устроили ему «темную».
Мы пошли к детскому психологу, который успокоил меня и посоветовал... отвести их в хорошую спортивную секцию». «Важно, чтобы тренер ориентировал детей не на рекорды любой ценой, а на развитие человеческих качеств с помощью спорта, — уточняет психолог Эдвига Антье. — Только в этом случае занятия спортом и приобретенные навыки будут ребенку во благо, и он не станет демонстрировать силу на младших братьях и более слабых приятелях, наслаждаясь при этом своим превосходством».
Иногда асоциальное поведение ребенка — не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния
«Родителям нужно беспокоиться в том случае, когда ребенку доставляет удовольствие причинять зло другому и видеть его страдания, — подчеркивает детский психолог Мария Серебрякова. — По-настоящему проблемными можно назвать лишь тех детей, кто постоянно агрессивен до жестокости. Для них такой способ поведения — основная тактика: они оказываются затянуты в разрушительную воронку, независимо от возраста и социального положения семьи».
Если же ребенок дерется лишь время от времени и при этом считается с авторитетом старших, готов воспринимать их объяснения и запреты — его поведение вполне нормально.
Детский психолог Северин Феникс, автор масштабного исследования о проблемном поведении школьников, добавляет: «Есть множество нюансов и деталей, которые и определяют степень тяжести детской проблемы. Иногда асоциальное поведение ребенка — не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния». И их необходимо найти — иначе помочь такому ребенку по-настоящему будет невозможно.
Агрессивность как этап развития
Понятно, что одним наказанием проблемы агрессивного поведения не решить. По одной простой, но часто упускаемой нами из виду причине: личность ребенка еще только формируется. И при этом, как утверждает теория психоанализа, проходит все непременные этапы развития, в том числе и этап агрессивности, которая иногда может принимать очень жестокие формы.
«Для детей полутора-двух лет агрессия может быть вполне естественной реакцией: меня толкнули, и я толкнул, — объясняет Ольга Кардашина. — Как и для бунтарей-подростков, движимых желанием самоутвердиться, противопоставляя себя окружающему миру».
Эту энергию детской агрессивности, подчеркивает психолог, важно направить в иное, не деструктивное, но конструктивное русло. Семья, школа и общество должны действовать в этом совместно — так, чтобы взрослые осознавали и использовали свой авторитет, устанавливая разумные запреты, а дети воспринимали этот авторитет как законную и необходимую силу, преобразуя свою агрессивность в более приемлемые чувства.
Семьи, где рождается жестокость
Если авторитет взрослых слаб или попросту отсутствует, ребенок начинает выплескивать свои агрессивные импульсы на окружающих и может привыкнуть к такому стилю поведения. В особой опасности находятся дети, лишенные родительского понимания, сопереживания их чувствам, подчеркивает детский психотерапевт Морис Берже. «Такие дети не могут описать словами свое душевное страдание, — говорит специалист. — Они никогда не встречали сочувствия в родителях, а потому не могут сочувствовать другим».
«Нередко даже от трех-четырехлетних детей можно услышать: «Я очень злюсь на тебя и не знаю, как с этим справиться», — говорит Мария Серебрякова. — Родители же, не вникая, лишь раздражаются: «Прекрати!» Но даже если ребенок замолкает, его агрессия не исчезает. Она обязательно проявится где-то еще или превратится в аутоагрессию — чувство вины, ощущение собственной неполноценности, ненужности».
Чтобы помочь ребенку, нужно самим научиться реагировать на его поведение адекватно
Так или иначе за проявлениями детской злости, грубости и жестокости всегда стоят определенные проблемы семьи, в которой растет ребенок. Вернее, сама его семья — нестабильная, не дающая ему необходимого понимания, тепла, защиты — и порождает детские проблемы.
«Самые тяжелые ситуации обычно складываются там, где родители не испытывают ни малейших сомнений в правильности собственных поступков и взглядов на воспитание, а потому перекладывают всю ответственность на других — на общество, преподавателей, врачей, — говорит Морис Берже. — Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим реагировать на его поведение адекватно и как можно раньше. Не воспринимать стремление обругать или поколотить обидчика как нечто естественное, но и не сводить личность ребенка к определению «агрессивный», понимая, что за его поведением всегда скрывается какое-то страдание».
Выдающийся английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт утверждал, что «антисоциальное поведение детей является сигналом SOS, желанием получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей». Это именно то, что должны услышать в нем взрослые.
Как родителям реагировать на агрессию ребенка?
Детский психолог Эдвига Антье в книге «Агрессивность» объясняет причины агрессивного поведения детей разных возрастов и советует родителям, как лучше поступить, столкнувшись с подобными реакциями ребенка.
Дo 1 года
Причины агрессии: голод, кишечные колики, страх, чувство незащищенности, потребность в постоянном подтверждении материнской любви.
Способы выражения: плач, крик.
Что делать: кормить, брать на руки, ласкать, улыбаться, разговаривать. Чаще бывать с ребенком; даже находясь дома, носить его на животе или спине в рюкзачке или перемещать за собой в стульчике-лежанке.
Чего не делать: не оставлять плачущего ребенка без внимания; не кричать на него; не успокаивать с помощью соски; не пугать громкими звуками и резкими движениями; не навязывать ему свою волю в игре.
1–1,5 года
Причины агрессии: недовольство вводимыми ограничениями и запретами.
Способы выражения: упрямство, отказ от еды и сна, ночное пробуждение, плач.
Что делать: доходчиво и сдержанно объяснять каждое свое «нет»; быть авторитетным, но не авторитарным лидером; поощрять, но контролировать детское любопытство и исследовательский азарт; приходить на помощь плачущему ребенку со всей возможной поспешностью.
Чего не делать: никогда с силой не трясти ребенка за плечи (это может привести к кровоизлиянию в мозг); не подчинять себя полностью его воле; не допускать, чтобы он подолгу плакал.
1,5–3 года
Причины агрессии: начавшаяся самоидентификация ребенка; конфликт неудовлетворенных детских желаний и потребностей с волей и взглядами родителей.
Способы выражения: крик, удары ногами, щипки, укусы, царапанье, битье игрушек.
Что делать: не подавлять ярость, а дать ей выплеснуться; призывать ребенка к порядку спокойно, доброжелательно и твердо; больше играть с ребенком.
Чего не делать: не высмеивать ярость ребенка, не отвечать агрессией.
3–6 лет
Причины агрессии: неуемная энергия, постоянная жажда познания мира и общения; ревность к матери.
Способы выражения: бранные слова, плач, капризы.
Что делать: больше разговаривать с ребенком, но избегать морализаторства и нотаций; развивать у него чувство юмора. Начиная с 5 лет большинство детей осваивают новые, менее варварские способы общения.
Чего не делать: не поддаваться на провокацию и игнорировать бранные слова, не сквернословить в присутствии ребенка; не оставлять его надолго одного, а прибегать к помощи других членов семьи или приглашать няню.
7–12 лет
Причины агрессии: естественная (возрастная) агрессивность.
Способы выражения: перебранки со сверстниками, возня, драки.
Что делать: направить энергию ребенка на подвижные игры, занятия в секциях и кружках; учить его облекать эмоции в словесную форму; ориентировать на социальные ценности; дозировать время просмотра телепрограмм и компьютерных игр.
Чего не делать: не стыдить ребенка, если он не сумел победить в драке; не позволять ему смотреть телепередачи со сценами чрезмерной жестокости и насилия; не поощрять увлечение слишком «кровавыми» видеоиграми.
Почему ребенок ведет себя плохо?
Отметьте те утверждения, которые соответствуют вашему ребенку, чтобы лучше понять причины его агрессии.
А. Для ребенка характерны:
- Трудолюбие.
- Успешность.
- Чрезмерное честолюбие.
- Стремление быть первым.
- Делать все напоказ.
- Быть в любимчиках у учителя.
- Надежность.
- Обаяние.
- Остроумие.
- Впечатлительность.
- Склонность к пустословию.
- Хвастовство.
- Занудство.
- Надоедливость.
- Легкие проказы.
- Склонность дразнить.
- Крик, плач.
- Лень.
- Неловкость.
- Неопрятность.
- Застенчивость.
- Робость.
- Зависимость.
Если хотя бы на пять утверждений из раздела «А» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка — стремление любыми средствами привлечь внимание.
Б. Для ребенка характерны:
- Дерзость.
- Непокорность.
- Вспыльчивость.
- Прогулы уроков.
- Склонность к спорам.
- Неподчинение.
- Упрямство.
- Забывчивость.
- Склонность к безделью.
- Склонность демонстрировать превосходство: моральное, интеллектуальное, в умении планировать дела, в умении справляться с делами.
Если хотя бы на три утверждения из раздела «Б» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка -стремление любыми средствами достичь главенства.
В. Для ребенка характерны:
- Привычка нарушать всевозможные правила.
- Злость.
- Жестокость.
- Воровство.
- Угрюмое сопротивление.
- Сильная пассивность.
Если хотя бы на два утверждения раздела «В» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка — его стремление отомстить, заставить других почувствовать его боль и обиду.
Г. Для ребенка характерны:
- Комплекс неполноценности.
- Безнадежность.
- Тупость.
- Лень.
Если хотя бы на два утверждения из раздела «Г» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка — его ощущение неспособности сделать что-нибудь, нехватка собственных сил.