Антон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»

Полина Зиновьева: Антон, расскажите, как проходил кастинг главных героев. Видели ли вы работы Данилы Стеклова и Егора Морозова до того, как утвердить их на роли?

Антон Бильжо: Да, я смотрел фильм «Близкие», где играл Даня Стеклов, и сразу его там заметил. Когда читал сценарий «Амбивалентности», подумал, что он подходит на роль Петра. А вот Егора Морозова впервые увидел на пробах и обратил на него внимание, хотя кастинг у нас был довольно большой. Вообще весь процесс подготовки был стремительным: я присоединился к проекту — и буквально через месяц начали снимать.

Полина Зиновьева: Это ваша первая работа с чужим сценарием (Авторы сценария — Сергей Тарамаев и Любовь Львова. — Прим. ред.). С какими сложностями вы столкнулись и какие новые возможности дал этот опыт?

Антон Бильжо: Пришлось работать с материалом, который авторы писали «под себя». Я смотрел их фильм «Зимний путь», в котором раскрывался мотив запретной любви. Честно говоря, эти тема и накал не совсем мне близки. Но в истории было много интересного мне: нерешительность героев, их попытки разобраться в жизни и своих иллюзиях. Возможно, история в итоге лишилась определенной романтической составляющей, а герои стали чуть более странными. В сценарии образы были менее противоречивыми, но в итоге получились персонажи, которые совсем себя не понимают и не видят со стороны. Я начал воспринимать этот материал как свой, нашел в чужой конструкции то, что было близко лично мне. Это был интересный опыт. Оказалось, что на уровне режиссуры можно, немного сместив акценты, рассказывать собственную историю.

Антон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»
Режиссер фильма «Амбивалентность» Антон Бильжо.

Тимур Алиев: Как вы работали с актерами? Им приходилось четко следовать сценарию с прописанными диалогами или была возможность импровизировать?

Антон Бильжо: Все диалоги, конечно, была прописаны, но я старался идти от актеров, не давать им жестких указаний: «Ты должен обязательно сказать это, стоять там-то». Они были свободны, двигались по своим траекториям, проживали все ситуации, много импровизировали, какие-то диалоги придумывали в процессе. Несколько сцен добавили непосредственно во время съемок, и в итоге стало понятно, что они необходимы. Это был очень живой, творческий процесс, который помогал найти новые детали и неожиданные решения.

Полина Зиновьева: В вашей дебютной полнометражной картине «Рыба-мечта» звучал мотив страстной любви как чувства в некоторой степени разрушительного. В «Амбивалентности» тоже прослеживается эта линия. Такой фокус был сценарной задумкой или скорее отображением вашего творческого видения?

Антон Бильжо: Герой «Рыбы-мечты» — рациональный человек, привыкший дотошно работать с чем-то очень понятным и четким, искать ошибки, корректировать энциклопедию — вдруг столкнулся с чем-то совершенно неуправляемым. Что касается «Амбивалентности», не знаю, важна ли тут вообще сила любви. Мне кажется, оба героя — и Катерина Сергеевна, и Петр — эту историю для себя скорее выдумали. Петя будто экспериментировал, в том числе в плане психиатрии, а Катерина почувствовала себя героиней романа, словно оказалась на одном из полотен в музее, где работает. Сложно говорить о какой-то разрушительной силе любви в этой истории: герои сами ее породили и не поняли, что с нею дальше делать. Некто третий — герой Стаса — наблюдает за происходящим, становится дотошным исследователем, который боится жизни, не осмеливается в нее вступить. Мне кажется, как раз его образ ближе к персонажу из «Рыбы-мечты»: он так же хочет любить и переживать, но не умеет.

Полина Зиновьева: Расскажите об интересных эпизодах, произошедших во время съемок, — например, о страстной сцене в лифте, которая стала одной из самых запоминающихся в картине.

Антон Бильжо: Мы решили добавить мигание лампочек в лифте, потому что такой пульсирующий свет ассоциируется с сексом, развлечением, праздником. Снимали мы этот эпизод в центре лифтового завода, и вокруг работали люди. Мы завесили все вокруг тканью и делали вид, что ничего не происходит, но все равно время от времени кто-то пытался к нам заглянуть. Возможно, из-за этого стресса и адреналина сцена получилась такой, какой она вошла в фильм, буквально с первого дубля. Мы просто запустили актеров в лифт — и между ними вдруг возникла «химия». Все получилось стремительно — совсем как в жизни.

Антон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»
Кадр из фильма «Амбивалентность».

Полина Зиновьева: Иногда режиссеры, работая с актерами, дают им отсылки: фильмы, книги, другие произведения искусства, — знакомство с которыми помогло бы лучше понять атмосферу и более точно создать образ героев. Были ли у вас «художественные опоры» для себя или съемочной группы?

Антон Бильжо: Даже в самом фильме много отсылок — в том числе к изобразительному искусству, например, к картине «Святой Себастьян», передающей образ «красивого страдания». Сам я, работая над фильмом, много думал о творчестве Бергмана. Не знаю, можно ли говорить о конкретных параллелях, но это было моей личной внутренней опорой.

Полина Зиновьева: Для съемок были выбраны любопытные локации: от колоритного придорожного кафе и рок-клуба до музея, в котором работает главная героиня. Они подчеркивают «непохожесть» героев и создают эклектичную атмосферу города. Как искали эти места?

Антон Бильжо: Честно говоря, времени было мало, и мы выбирали из того, что было, создавали мир «полуокраин». Нашли придорожное кафе рядом с троллейбусной остановкой, там все было завешано фанатскими шарфами, мы ничего не меняли, не добавляли. Квартиру Петра отсняли в московском доме, из которого давно выселили жильцов (там часто снимают). Это место напоминает о «Мечтателях», только не таких красивых, как у Бертолуччи, а немного обшарпанных. Да и сама зима была странная, что создавало определенную атмосферу. Снега не было, лишь зеленая трава. Карусель с лебедями, о которой многие спрашивают, нашли в московском парке «Сказка». Вокруг ни души, бесснежно, сыро… А после сцены драки, когда Петр выбегает из квартиры, пошел снег, так что природа помогала создавать настроение.

Полина Зиновьева: Финал картины многим показался ожидаемым и предсказуемым. Были ли другие версии развязки этой истории?

Антон Бильжо: Возможных концовок была масса. Но суть ведь не в том, чтобы финал удивил. В «Амбивалентности» скорее подразумевается, что исход истории заранее известен, но мы на протяжении фильма следим, как герои к нему придут. Мы наблюдаем за ними словно за экспериментом: нам интересно, что происходит в пробирке, какие возникают реакции. В сценарии финал изначально был именно таким, я лишь дополнил его, добавил некоторые детали. Мне интереснее всего было наблюдать за взаимодействием двух позиций — участника жизни и наблюдателя. Меня очень волнует невозможность гармонии между такими противоположными жизненными путями и позициями, поэтому хотелось столкнуть в финале их носителей.

Антон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»
Кадр из фильма «Амбивалентность».

Тимур Алиев: Можно ли сказать, что в логике поведения главных героев отражаются ваши жизненные позиции, которые способны спровоцировать внутреннюю борьбу?

Антон Бильжо: Да, все верно. Фильм идейно поделен на две части. В первой история показана с точки зрения Петра, во второй мы видим взгляд Стаса на ситуацию. Для меня было интересно, как они взаимодействуют. Я наблюдал за этим во время работы над фильмом, теперь предлагаю понаблюдать зрителям.

Тимур Алиев: Вы обращались во время съемок за консультациями к психиатрам?

Антон Бильжо: Да, конечно. Я изначально показал сценарий папе (Андрей Бильжо — художник-карикатурист, по профессии психиатр.— Прим. ред.), он помог с некоторыми моментами. Многое подсказал наш прекрасный консультант Артем Слюсарев — например, предложил тексты про феномен амбивалентности. Слово заиграло по-новому и в результате стало названием картины, ведь у многого в этой истории амбивалентная природа.

Тимур Алиев: В одном из интервью вы сказали, что «Амбивалентность» — фильм «о тоске по норме». Можно ли сказать, что герои далеки от понятия нормальности и в течение всей истории пытаются прийти к какой-то норме?

Антон Бильжо: На мой взгляд, они просто существуют в своих коконах. Относительно себя они абсолютно нормальны, а вот относительно общей ситуации — зачастую неадекватны. Каждый из них пытается замкнуться в собственном состоянии. Катерина Сергеевна мечтает о неземной любви и видит себя героиней прекрасной истории. Петр смело и свободно экспериментирует, доверяясь своему гению. Стас как истинный психиатр старается все решить рационально. Все герои находятся в иллюзии, что идут к «нормальности». Так что здесь подразумевается скорее тоска по норме общения, по общему полю, на котором может состояться диалог между такими разными людьми.

Антон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»
Кадр из фильма «Амбивалентность».

Полина Зиновьева: Не секрет, что авторскому фильму, как правило, сложно окупить средства, потраченные на его производство. Как вы думаете, есть ли способы изменить ситуацию? Можно ли считать созданную, в том числе, вами платформу IWantFilm попыткой изменить ситуацию?

Антон Бильжо: Да, это такая попытка энтузиастов найти новые пути, новые способы взаимодействия, создать лабиринт, в котором продюсеры и авторы нашли бы друг друга. Но пока непонятно, как на этом зарабатывать. Благодаря этой платформе уже вышло несколько фильмов, работа идет, но переворота на рынке пока не произошло. Действительно, авторский кинематограф переживает сложности. Но перед авторским кино вряд ли стоит прямая задача окупить свое производство. В первую очередь это ниша, в которой открываются новые режиссеры, проводятся эксперименты, обогащается киноязык, а творчество претендует на свободу от диктата продюсеров и прочих рамок. Мне кажется, сейчас происходит сдвиг, зрители начинают больше интересоваться такими фильмами. Авторские картины — такие, как, например, «Аритмия» — становятся популярными и любимыми. Зритель хочет увидеть сегодняшнюю реальность, порефлексировать, над чем-то задуматься. Главное — чтобы такой зритель пошел в кинотеатр.

Тимур Алиев: Во время съемок «Амбивалентности» вы работали бок о бок с продюсером. Бывает, что вмешательство продюсеров оставляет в картине совсем немного от режиссерского замысла. Чувствовали ли вы давление, которое вынуждало вас снимать картину определенным образом?

Антон Бильжо: Мне очень повезло: продюсеры вообще не вмешивались в мою работу. Думаю, они мне доверились, и это удивительно. Ольга Цирсен (Продюсер и исполнительница главной роли в фильме «Амбивалентность». — Прим. ред.) ничего не комментировала и профессионально, с полной самоотдачей выполняла поставленные задачи. Было более чем комфортно, несостыковок не возникало. Даже история с «Рыбой-мечтой» была гораздо сложнее в производственном плане: несколько раз камеры просто переставали работать, и на этом фильм мог закончиться. А во время работы над «Амбивалентностью» продюсеры мне помогали, с ними был конструктивный диалог. Мне была дана свобода, благодаря которой я смог выразить все, что хотел.

Антон Бильжо: «Было интересно следить за взаимодействием двух позиций»
Кадр из фильма «Амбивалентность»

Полина Зиновьева: Читаете ли вы рецензии на собственные фильмы? Как относитесь к интерпретациям ваших картин, которые не совпадают с вашим собственным видением?

Антон Бильжо: Мне кажется, фильм живет своей жизнью. Иногда интерпретации картины становятся для режиссера новостью: критики и зрители видят то, что он не предполагал и не подразумевал. Это очень интересно, ведь режиссер сам находится в процессе поиска и взаимодействует с жизнью, и она предлагает режиссеру некий взгляд на самого себя. Так что неожиданные трактовки всегда очень интересны. Тексты о своих фильмах я читаю, но осторожно. Стараюсь много не думать о том, что уже снял, — мне хочется идти дальше. Но встречаются очень интересные мысли, и кинокритики иногда бывают умнее режиссеров. В их анализе выстраиваются такие взаимосвязи, которых режиссер порой даже не видит, и это удивительно.

Полина Зиновьева: После выхода в прокат «Рыбы-мечты» вы рассказывали о сценарии про профессора-физика, который «попал за границу событий, в черную дыру». Вы планируете доработать эту историю?

Антон Бильжо: Да, сценарий все еще жив, а денег по-прежнему нет. Но я активно работаю, и есть надежда, что что-то изменится. Возможно, со своими нынешними продюсерами — Асей Темниковой и Ольгой Цирсен — я буду делать еще один проект, как ни странно, о балете. Это тоже немного сказочная тема. Над сценарием мы работаем с Хельгой Ландауэр, которая была сценаристом фильма «Хрусталь» Дарьи Жук. Посмотрим, что получится, пока очень интересно.

Полина Зиновьева: Начиная с короткометражных работ вы используете в картинах элемент волшебства. В «Амбивалентности» элемент сказки приобретает немного мрачный оттенок. Стоит ли ожидать, что в следующих фильмах вы останетесь верны этому лейтмотиву?

Антон Бильжо: В «Амбивалентности» я попробовал нечто совершенно новое для себя. Мне стало интересно идти от актеров, наблюдать за тем, как они проживают эту сложную психологическую историю. Возможно, я добавлю в сказку больше психологии. Мне по-прежнему интересно наблюдать сдвиг реальности. По-моему, реальность вообще сложно воспринять. Почему бы в кино не создать другую действительность?


Беседовали Полина Зиновьева и Тимур Алиев.