Новые правила
Современные исследования подтверждают, что за прошедшие тысячелетия наша природа не претерпела существенных изменений и, выбирая мужчину для серьезных отношений, женщина во многом отдает предпочтение его социальному статусу, в то время как для мужчины ключевыми преимуществами оказываются молодость и физическая привлекательность женщины.
С другой стороны, теория социальных ролей, впервые предложенная американским психологом Элис Игли, оспаривает эту точку зрения. Ученый утверждает, что сегодня именно социальные, а не биологические предпосылки оказываются на первом месте. Женщин действительно по-прежнему привлекают мужчины, обладающие материальным и властным ресурсом, но только в том случае, если общество не поощряет их деловые способности.
Как только все получают равные возможности, социальный статус мужчины уходит на второй план, а более заметную роль начинают играть его молодость, личные качества и внешняя привлекательность
«В современном обществе западного образца оба партнера зарабатывают и формируют общий бюджет, — говорит профессор психологии Университета Оттербейн (США), клинический психолог Ноэм Спенсер. — Женщины работают на равных с мужчинами, и мужчины больше, чем прежде, ценят в женщинах независимость и профессионализм. Умение хорошо готовить и вести домашнее хозяйство — все то, что было важно в 50-е годы прошлого века — больше не ставится во главу угла. Эти глобальные социальные изменения показывают, как меняющиеся культурные нормы влияют на то, что мы ценили и находили привлекательным».
Другие факторы
1. Присутствие человека в нашей жизни
Чем больше времени люди проводят вместе, тем больше вероятность, что они понравятся друг другу. И хотя всем нам известны примеры, когда вынужденное близкое общение порождает ссоры и взаимное неприятие, это скорее исключение, подтверждающее правило. Именно возможность постоянно видеть друг друга — одна из причин возникновения романов, к примеру, на работе. Постоянный контакт в течение дня способен привести нас сначала к дружбе, а затем и к более глубокому чувству.
2. Привлекательная внешность
У каждого из нас свое представление о привлекательности. На него, безусловно, влияют стандарты красоты, характерные для времени и общества, в котором мы живем, но выбор во многом определяется и нашим бессознательным. Именно оно «считывает» тот или иной образ как наиболее привлекательный и близкий. Если внешность партнера нас устраивает, мы настраиваемся на то, чтобы познакомиться с ним поближе, изучить его и таким образом завершить портрет1.
3. Внимательность и доброта
Исследования показывают, что наличие социальной компетентности, то есть образованности и умения общаться, внимательно слушая собеседника и проявляя к нему интерес, а также человеческая теплота особенно ценится при выборе партнера2. «Добрые и расположенные к нам люди априори воспринимаются как более привлекательные и выигрывают в „марафоне выбора“», — говорит Ноэм Спенсер.
4. Личные совпадения
Нас привлекают те, с кем у нас оказывается много общего. Это означает, что высокообразованные тянутся к тем, кто также ценит новые знания, ярким экстравертам вряд ли будут близки склонные к уединению интроверты, а сторонники ультралевых взглядов скорее найдут понимание у своих единомышленников. Почти по каждому из параметров: личные качества, убеждения, накопленный опыт, социальная среда — мы выбираем наиболее совпадающего с нами представителя противоположного пола.
С одной стороны, нам действительно проще общаться и доверять тем, кто говорит на одном с нами языке, разделяя наши взгляды и интересы. «С другой стороны, влюбляясь в такого человека, мы во многом осуществляем психологический перенос, — объясняет Ноэм Спенсер. — „Этот человек прекрасен, и он так похож на меня… Значит, я и сам прекрасен“, — нашептывает нам наше бессознательное. А кто из нас откажется быть лучшим?»
1. J. Langlois et al. «Maxims or myths of beauty? A meta-analytic and theoretical review», Psychological Bulletin, 2000, vol. 126.
2. S. Fiske et al. «Universal dimensions of social cognition: warmth and competence», Trends in Cognitive Sciences, vol. 11.