Воспитание невозможно без взаимного уважения

Уважение — противоположность равнодушию. Кто не ценит свою мебель, тот портит ее: пачкает, царапает, обращается, как с какими-то досками. А кто ценит, тот проявляет заботу: стирает пыль, не ставит на нее мокрые стаканы и любуется ею. Это правило относится не только к материальным вещам. Особое счастье — посвящать себя тем людям, которых мы ценим. Кто умеет ценить ближних, тот по-настоящему счастлив. Он живет в «дружественном мире» и все более отдаляется от колючей проволоки «мира вражеского».

Люди воспринимают уважительное отношение как некий благоприятный климат, в котором они могут расцвести подобно весенним бутонам. Они «втягивают шипы», перестают постоянно оправдываться и защищаться, демонстрируют лучшие качества, подавляют агрессию и недоверие. Человек, проявляющий уважение, получает двойную выгоду. Во-первых, он радуется хорошим качествам людей, их достоинствам, а во-вторых, наслаждается теми «еще более приятными» сторонами, которыми окружающие поворачиваются лично к нему.

Люди, уважающие других, поистине богаты! Они умеют любить и принимать окружающих, а те, в свою очередь, отвечают им взаимностью. Они доверяют тому потенциалу, который скрывается в каждом человеке, и редко обманываются в ожиданиях. Им нравится быть в обществе других людей, и другие также ценят их компанию. Они проявляют терпимость, а не давят, проявляют милосердие, а не осуждают, излучают тепло, а не испепеляют.

Дети будут формировать духовный мир, черпая сведения из сомнительных источников

Люди, относящиеся к другим с почтением, всегда счастливы. Все, с кем они имеют дело, так или иначе отвечают им уважением и благодарностью.

Неверно думать, что уважение нужно сначала заслужить. Наоборот, только в атмосфере уважения человек может раскрыть и проявить подлинные достоинства. Ребенок чувствует, когда его уважают. И если, несмотря на ежедневные трудности, родители остаются примером взаимного уважения и любви, можно сказать, что детям очень повезло. Ведь и они, скорее всего, будут проявлять уважение к другим, а значит, вырастут счастливыми людьми.

Технологические достижения, возрастающая глобализация и плотная информационная сеть принесли человечеству гигантскую пользу, но они же открыли ящик Пандоры.

Вместо ответственных государственных деятелей миром правят финансовые рынки. Вместо стабильных семей за свои позиции борются большие и малые «лоскутные сообщества». Вместо авторитетных лидеров нам преподают измученные, лишенные какого-либо влияния учителя. Вместо успокаивающего душу искусства процветает декадентская культура абсурда. Вместо разумного союза науки и этики в исследованиях превалируют мотивы власти, славы и конкурентной борьбы.

Дети завтрашнего дня будут формировать духовный мир, черпая основные сведения из сомнительных источников и лишь совсем немного — из своего опыта, совести, мировоззрения и анализа окружающей действительности. Воспитательная задача должна быть сформулирована так: укрепляй самого себя! Разумеется, не свое высокомерие, не иллюзорное убеждение, что я сам все могу или что мне все дозволено. Надо укреплять подлинное «я» личности, которая черпает из трансцендентных источников интуитивное знание о том, что есть ответственность.

Воспитание невозможно без взаимного уважения

Раньше было верно утверждение «знание — сила». Активные родители делали все для того, чтобы их чада получали как можно больше знаний. Но девиз сегодняшнего дня: «уважение — это выживание»! Дети, которые благодаря своей интуиции могут составить представление о ценностях, обладают достаточной твердостью, чтобы поступать в соответствии с ними, не позволят, чтобы в будущем общество чем-то или кем-то злоупотребляло. Они не дадут использовать и самих себя — по крайней мере, на это вся надежда.

Нужно бороться с псевдокультурой подарков, требующей, чтобы многократно в течение года в дом попадал ненужный дорогостоящий мусор. Время — вот самый ценный подарок. Время для детей, время друг для друга. Люди, для которых мы находим время, воспринимают это как проявление уважения. Кто взял сына на озеро, позволил ему час плескаться в воде, а затем помог собрать камни, которые можно будет раскрасить, тот подарил ребенку незабываемый опыт. Что в сравнении с этим самолет, купленный впопыхах и переданный на ходу?

У вас нет прислуги, нет поддержки, нет на это свободного времени? Вы ошибаетесь. Домашние приборы — вот ваши слуги. Душевное спокойствие — вот ваша поддержка. Все, что вам не нужно, — это и есть ваше свободное время.

Во многих семьях важнейшая проблема — трудности коммуникации детей с другими членами семьи, ровесниками, учителями и авторитетными лицами. Часто с этим связана тема обуздания агрессии.

Сопровождение детей подобно хождению по лезвию ножа — справа и слева простираются бездны

В чем кроются причины человеческой агрессивности? В хищническом инстинкте человека? В отчаянии по поводу абсурдности существования? Хочу предложить свой вариант: в базовом ощущении, что я ничего не стою. Откуда это ощущение берется? От недостатка уважения, который мы испытываем на протяжении всей жизни.

Детские неврозы — в некотором смысле симптом, противоположный детской заброшенности. Невротичных детей зачастую держали в слишком тесных объятьях, в то время как заброшенные дети росли как сорная трава в поле. Невротичные дети принимают все слишком близко к сердцу, боятся любого возможного страдания. Заброшенные дети ничего не воспринимают всерьез, безо всяких угрызений совести готовы причинить боль себе и другим.

Сопровождение детей подобно хождению по лезвию ножа — справа и слева простираются бездны. Единственное, что способно удержать воспитателей на лезвии ножа, — это уважение к ребенку. Кто уважает близких, тот не бросит их, будет заботиться о них, и это удержит его от падения в пропасть «слева». Кто уважает близких, тот не станет их угнетать и тиранически ограничивать, но даст им право на самоопределение, и это удержит его от падения в пропасть «справа».

Уважительное отношение для многих становится спасательным кругом. Родители должны любить и уважать детей не за те качества, которые хотели бы в них видеть, а за то, какие они есть на самом деле.

Элизабет Лукас

Об авторе

Элизабет Лукас — австрийский психотерапевт, ученица Виктора Франкла, более 50 лет занимается его наследием. Доктор психологии, основатель Южнонемецкого института логотерапии. Автор более 130 публикаций, в том числе нескольких десятков книг.


Подробнее читайте в книге Элизабет Лукас «Искусство уважения. Как помочь ребенку найти свой путь» (Никея, 2018)