Фильм «Осенний марафон» рассказывает историю Андрея Бузыкина, 45-летнего переводчика, оказавшегося в сложной и запутанной ситуации. Он разрывается между двумя огнями, не может сделать выбор между своей женой Ниной и молодой любовницей Аллой.
Андрей не может изменить свою жизнь и поддерживает видимость нормальных семейных отношений
Он чувствует себя неспособным отказать кому-либо, боится вызвать у другого человека дискомфорт или обидеть, что только усложняет положение главного героя. По мере развития сюжета Андрей предпринимает робкие попытки и решения, противоречащие его старым убеждениям, однако они не приводят к видимым изменениям.
Рассмотрим детально, какие особенности личности и черты главного героя привели его к такому развитию событий.
КРИЗИС СРЕДНИХ ЛЕТ
Психоаналитик Джеймс Холлис в книге
В этом отрезке жизни присутствуют и определенная доля сожаления, и трудности с тем, чтобы принять это и смириться, что может подталкивать на разные, порой импульсивные поступки. Страх смерти, ощущение неизбежности течения времени и упущенных возможностей создают условия, в которых человек хочет «добрать» определенный опыт, эмоции и ощущения.
Кризис главного героя, который разворачивается снаружи, тесно связан с кризисом внутри — конфликтом между желаниями и взятыми на себя обязательствами
Неизбежные изменения в процессе жизни нередко подталкивают таких мужчин к поиску молодых любовниц, что позволяет избегать мыслей о собственном возрасте. То есть в каком-то смысле таким путем отрицается реальность жизни.
На этом этапе создаются условия для изменений, обретения новых смыслов, более глубокого понимания себя и становления зрелости.
СЕТЬ СОБСТВЕННОГО ОБМАНА
Когда человек ставит интересы других выше своих собственных и теряет самоопределение, он теряет и способность быть искренним, говорить правду в нужный момент.
Наш главный герой оказывается запутанным в сети лжи, которую использует, чтобы общаться со своей женой, любовницей, соседом и коллегами
Но главное — он обманывает самого себя, не признавая, что не хочет жить с женой, и не в силах честно признать свои истинные желания и самобытность. Ложь двойной жизни обречена выйти наружу. Правда оказывается менее болезненной, чем обман.
Ложь становится средством самозащиты, к ней человек прибегает, когда не справляется с проблемами и трудностями, с которыми сталкивается. Это продолжается, пока не исчезнет страх перед скрытой правдой и отрицанием как внутри, так и снаружи, вместе с ним и необходимостью лжи.
«ЛОЖНОЕ Я»
Если ребенку в семье недостает понимания и принятия родителями его естественных и спонтанных проявлений, то формируется «Ложное Я» (фальшивое, поверхностное) — понятие, введенное психоаналитиком Дональдом Вудсом Винникотом.
Тогда в личности и поведении человека начинает превалировать поощряемое, стереотипное
Важнее становятся чужие ожидания, а не собственное самоощущение. «Ложное Я» формирует фальшивые отношения. Истинное самоощущение оказывается потеряно в море поверхностных ожиданий, что приводит к внутренней пустоте и разобщению с реальностью.
ПРИВЯЗАННОСТЬ И ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПАРТНЕРА
Существует разница между зрелой зависимостью и страдающим подчинением. Зрелая зависимость основана на глубоком чувстве благодарности за любовь. Она не воспринимается как данность.
Такое отношение к любви способствует взаимному росту и поддержке в паре
Страдающее подчинение предполагает обширную потерю себя. Отдает при этом всю власть и контроль другому во вред собственному благополучию. Подобное поведение связано с ощущением себя «недостойным» любви, желанием заслужить внимание и заботу ценой угодничества и стирания собственных желаний, границ, ценностей.
ИЗМЕНА И ЛЮБОВНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ
Измена отражает невозможность направить свои влечения и желания к постоянному партнеру. Андрей предпринимает попытку установить близость и интимность на стороне, избегая этого в отношениях с женой.
Вместо того, чтобы принять решение окончательно, он сохраняет все как есть, мучаясь чувством вины
Оставаясь пассивным и давая другим принимать за себя решения, пробует избежать ответственности за свои поступки. По сути, он стремится довести ситуацию до того, чтобы женщины сами приняли решение, тем самым избавив его от бремени выбора и чувства вины.
ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ
Зрелая любовь — это взаимное уважение, забота, внимание, нежность, понимание и принятие своего партнера во всех его изменениях, как личностных, так и внешних, включая процессы старения, уважение к автономии партнера, его развитию, творчеству и другим сторонам личности.
В фильме показано, как человек проецирует свою внутреннюю боль на других, позволяя им стать его мучителями, в то время как сам он ощущает себя беспомощным
Это может свидетельствовать о том, что герой в действительности страдает, и для него подобные переживания как бы оправданы. Это относится и к его отношениям с женой и любовницей. Возникает вопрос о способности Бузыкина на самом деле любить и проявлять любовь в отношениях.
НЕСПОСОБНОСТЬ РАССТАВАТЬСЯ
Опыт болезненных расставаний в прошлом, включая те, которые произошли в детстве, может оказать глубокое влияние на наше восприятие разлук в будущем. Даже когда утрачивается взаимопонимание с партнером, завершить такие отношения затруднительно.
Чувства отчаяния и страха перед процессом расставания становятся почти невыносимыми
Ранее пережитый опыт разлуки, который оставил след в виде глубокого чувства потери и отчаяния, приводит к ощущению полного одиночества, хотя эти мысли редко находят отражение в реальности.
В такие моменты внезапно возникают эмоциональные реакции, которые напоминают о детских переживаниях и уязвимости. Ранние чувства вновь оживляют внутренние детские страхи и эмоции. Возникает сложность процесса разлуки и внутренней борьбы, связанные с ней.
КАТАСТРОФА ВНУТРИ И СНАРУЖИ
Отсутствие способности сделать выбор — показатель незрелости. Человек отказывается принять ответственность за свои поступки, выбор — всегда потеря. Страх потери, неопределенности и неизвестности того, что могло бы произойти в результате принятия решения, и оно долгое время откладывается, отражая нежелание сталкиваться с последствиями.
Тогда герой сохраняет вероятность разного развития событий
Не делать выбор — это тоже выбор. Главный герой фильма бежит от себя, от решений, от неизбежности того, что многое однажды заканчивается и сделать выбор ему-таки придется. Он отчаянно пытается найти свое место в мире, стараясь вернуть себе возможность влиять на собственную жизнь, но терпит неудачи. Как у марафонца, у него нет времени остановиться и задуматься о происходящем, осмыслить, что для него важно и чего он хочет. И тогда он продолжает бежать, пытаясь убежать от неизбежного, избегая самого себя…
Клинический психолог, ассоциированный член Московской психоаналитической ассоциации, член Ассоциации специалистов в области психоаналитической психосоматики, психоаналитический терапевт
Личный сайт