У каждого из нас свои потребности, предпочтения и интересы, поэтому и к деньгам мы тоже относимся каждый по-своему. У нас есть «любимые» категории трат, и эти предпочтения могут многое рассказать о чертах нашего характера. Но самое удивительное, что с возрастом наши денежные привычки могут поменяться.
Характерные траты
В исследовании, посвященном связи между тратами и чертами характера, приняли участие около 2 тысяч добровольцев. Психологи Университетского колледжа Лондона изучили около 2 млн электронных записей о расходах участников по дебетовым картам и отметок об онлайн-транзакциях. Авторы также провели опрос и определили, насколько каждый участник склонен к экстраверсии и интроверсии, как хорошо умеет себя контролировать и есть ли у него невротические черты.
Сопоставив данные, исследователи выявили корреляцию между категориями расходов и чертами характера опрошенных. К примеру, те, кто был открыт новым впечатлениям, тратили на перелеты больше остальных. Экстраверты не скупились, когда речь шла о продуктах питания. Те, кого исследователи сочли «приятными людьми», чаще жертвовали на благотворительность.
У кого больше шансов повысить благосостояние?
Согласно исследованию, больше других заботились о сбережениях самые добросовестные участники. Люди, склонные к материалистическому взгляду на мир, чаще, чем остальные, приобретали драгоценности.
Исследователи также обнаружили, что испытуемые с развитым самоконтролем меньше тратят на банковские комиссии. Платы по кредитам оказались гораздо ниже у тех респондентов, которые продемонстрировали наличие невротических черт.
Судя по всему, разумнее распоряжаются своими финансами и имеют все шансы повысить уровень жизни те, в ком сочетаются перечисленные качества.
Кому это надо?
С одной стороны, эти знания могут пригодиться нам самим: учитывая черты собственного характера, мы можем перераспределять средства и уделять пристальное внимание тем сферам, где нам хочется тратить больше или меньше.
С другой стороны, распространение этой информации может создать определенные проблемы этического толка. Компании, предоставляющие финансовые услуги, могут воспользоваться ею, чтобы вычислить людей с определенными чертами личности и заставить их тратить больше на те или иные цели. К примеру, «бомбить» покупателей со слабым самоконтролем различными рассылками и агрессивной онлайн-рекламой.
Возраст меняет все?
Представьте, что вы выиграли в лотерею и теперь вам нужно получить выигрыш. Что было бы для вас предпочтительнее: забрать львиную долю суммы сразу или начать с малого, а большую часть денег оставить на потом? Ваш ответ может зависеть от того, сколько вам сейчас лет, уверены геронтологи из Корнелльского университета (США).
Исследователи опросили 300 добровольцев разного возраста о том, как они распорядились бы своим выигрышем. Как и ожидали ученые, большинство участников исследования заявило о том, что они предпочли бы забрать большую часть денег сразу.
Однако выяснилось, что пожилые люди чаще, чем молодые, планировали сделать самые крупные выплаты в первую очередь. Получается, что люди в возрасте не стремились к сиюминутному удовлетворению любой ценой.
Во второй части исследования участникам предложили выбрать между тем, чтобы получить деньги сразу, но в меньшем количестве, или подождать и забрать большую сумму. Когда речь шла о «высокой цене» за нетерпение, возраст не влиял на выбор участников.
По словам ученых, чтобы понять основные механизмы, которые заставляют нас в разном возрасте по-разному относиться к деньгам, понадобятся дополнительные исследования. В данном случае исследователи обращали внимание на самые разные факторы, начиная со здоровья и заканчивая предположительно оставшимся времени жизни, но ни один из них не был решающим.