Хомячки или рыбки, черепашки или крысы, кошки или собаки — мы заводим их по разным причинам, но всегда с уверенностью, что ребенку общение с ними пойдет на пользу. Присутствие животного действительно благотворно для детей, подтверждают психологи.
«Здесь много плюсов. Во-первых, это общение с природой, которого городские дети сегодня почти лишены, приближение к более естественному ходу жизни. Во-вторых, это безусловное принятие, которого ребенку может не хватать. Кошка или собака — это существо, которое всегда тебе радуется, его поведение всегда предсказуемо. Они дарят привязанность, стабильность, теплые отношения», — перечисляет детский психолог Татьяна Бедник.
«Животные расширяют для ребенка границы мира, показывают, каким разнообразным он может быть и в то же время — как он хрупок, — добавляет психолог Александра Сучкова. — Они учат ответственности за того, кто зависим от нас».
Даже если мы искренне любим животных, это не значит, что у ребенка сам собой сложится с ними контакт
Но отсюда не следует, что стоит лишь завести животное, и оно автоматически будет выполнять воспитательные функции. Все эти чудесные вещи случатся, только если мы, родители, откроем их ребенку. Ключевой вопрос, как мы сами относимся к животным: любим ли, бережны ли с ними. Если родители смотрят на животное как на игрушку или предмет престижа, если изливают на него агрессию или способны выкинуть на улицу, для ребенка здесь не будет ничего, кроме вреда. Но даже если мы искренне любим животных, это не значит, что у ребенка сам собой сложится контакт с ними — нам придется шаг за шагом этот контакт выстраивать.
Если ребенок просит собаку
Многие дети просят купить собаку, кошку или другое животное. Но вряд ли родители задумываются, почему. «Такая потребность обычно говорит о том, что детям чего-то не хватает в семье, — уверена Татьяна Бедник. — Например, если ребенок мечтает о большой собаке — ему недостает чувства защищенности. Если он хочет маленькую собачку или кошку — не хватает эмоционального тепла».
Часто мы соглашаемся на просьбу ребенка при условии, что он возьмет на себя, хотя бы частично, заботу о животном. Но и сами не всегда верим, что это получится. А потом ребенку надоедает ухаживать за питомцем, и кто-то из взрослых вынужден взять заботу на себя.
Брать в дом животное можно только тогда, когда с этим согласны все члены семьи
«Поэтому родителю стоит подумать: а готов ли я разделить ответственность с ребенком? Сумею ли я добиться, чтобы он выполнял взятые на себя обязательства?» — говорит Александра Сучкова. И добиваться нужно не криками и упреками: здесь работает только спокойная взрослая настойчивость.
«Не обвиняйте ребенка, если он ворчит и говорит, что ему не хочется, например, вставать раньше и гулять с собакой. Позвольте ему испытывать эти чувства: «Да, я тебя понимаю, но погулять необходимо». Когда он научится делать волевое усилие ради существа, которое от него зависит, это будет замечательный результат».
Мы доверяем ребенку те обязанности, которые ему в его возрасте по силам, отмечает Татьяна Бедник: «Сначала помогаем ему ухаживать за животным; если видим, что справляется, понемногу отпускаем контроль, чтобы он действовал самостоятельней, и так постепенно по мере его роста передаем ему все больше ответственности».
Прежде чем принять решение
Брать в дом животное можно только тогда, когда с этим согласны все члены семьи. Если, например, завести собаку страстно хотел отец, а мать собак боится, может пострадать ребенок, которому передается ее страх.
И лучше заранее сделать всей семьей тесты на аллергию, чтобы потом не пришлось «отдавать в хорошие руки» домашнего любимца, травмируя ребенка вынужденной разлукой. Однако случается, что результаты тестов отрицательные, и все же спустя некоторое время у кого-то возникает аллергическая реакция. Это — повод обратиться к психологу.
«В семейной психотерапии животное рассматривается как часть семейной системы, — поясняет Александра Сучкова. — Его появление в доме может поднять на поверхность проблемы, которые в семье привычно вытеснялись. И аллергия здесь может выступать как психофизическая реакция». Если дело в этом, то, разобравшись в причинах аллергии, мы сумеем от нее избавиться.
Как научить детей сочувствию
Любой, у кого были животные, знает, как благотворно они влияют на наше психологическое (а иногда и физическое) состояние. Общение с ними особенно полезно тревожным, чувствительным детям. «В контакте с животным ребенок приобретает уверенность, потому что здесь он главный, он диктует правила, — объясняет Александра Сучкова. — Это хорошо видно, когда дети занимаются со своей собакой у инструктора-кинолога и тот показывает, как ею можно управлять.
Я знаю не один пример, когда через год такие дети становились более собранными в учебе, их уже не надо было заставлять делать уроки, они могли сами себя организовать». Общение с животными приносит нам не только радость, но и неизбежное страдание. Их век короток в сравнении с нашим, рано или поздно мы их теряем. От родителей зависит, как ребенок это переживет.
«Если мы будем делать вид, что смерти нет, что не горюем, то не поможем ему научиться оплакивать потери и выходить из них, — говорит психолог. — Ведь за отрицанием кроется огромный страх. И в будущем этот страх может помешать ребенку создавать близкие отношения: он будет избегать их, чтобы не испытать потерю». Очень важно наше соучастие в его горе. «Нужно быть с ним рядом, говорить с ним, может быть, и поплакать, показав, что вы переживаете то же, что и он, обняться, попробовать представить вместе, куда уходят животные». Такой опыт общего переживания будет для ребенка целительным.