Что первым приходит в голову при упоминании о социопатах? Что они бездушные монстры? Скорее всего, такое впечатление отложилось в памяти после прочитанного романа о маньяке, изобилующего кровавыми подробностями, но до того увлекательного, что невозможно оторваться. Или что они безумцы, вроде серийного убийцы Чикатило или печально известных диктаторов Адольфа Гитлера и Мао Цзэдуна? Возможно, не все согласятся с этими утверждениями, но все же это довольно типичные коннотации. Итак — злодеи и негодяи?
Термин «социопат» сегодня стал невероятно модным. Его используют все, кому не лень, например, описывая зловредного начальника или бывшего супруга. Хотя все закономерно: медиа настолько часто подавали искаженную информацию о социопатических наклонностях, что в обществе сложился портрет некого чудовища.
Главное заблуждение
Среди множества ошибочных мнений больше всего смущает своеобразная «гламуризация» образа. Немалую роль в этом сыграли популярные фильмы и телесериалы вроде «Американского психопата» и «Шерлока». Их герои — хладнокровные типы, пренебрегающие моральными принципами, при этом богатые, влиятельные и чрезвычайно умные.
Сочетание проблемного антисоциального поведения с богатством, славой и властью формирует довольно привлекательный типаж
Соответственно, так называемый «элитный психопат» разрушает реалистичное представление о тех, кто страдает диссоциативным расстройством личности (ДРЛ). Возникает ложное ощущение, что люди с подобными отклонениями обладают не только солидным состоянием, но и выдающимся интеллектом. Несомненно, это лишь усиливает негативные коннотации и заблуждения, о которых пойдет речь.
Мифы о социопатах
1. Социопатия неизлечима
Многие думают, что социопатические наклонности и любые формы ДРЛ не поддаются лечению. Это не совсем так. Специалисты утверждают, что с помощью правильно подобранных препаратов и психотерапии можно снизить импульсивную агрессию.
2. Социопаты психически больны
Социопатия не психическое заболевание и не то же самое, что психоз. Состояние не сопровождается симптомами, характерными для психотиков, — галлюцинациями или бредовыми идеями. Основные признаки социопатии — отсутствие эмпатии и пренебрежение социальными нормами и правилами.
3. Социопаты попадаются на каждом углу
В журнальных статьях и статистических выкладках часто преувеличивают число социопатов. На самом деле строгим критериям соответствует не более 4% людей на планете. Это не так уж мало, но, во всяком случае, гораздо меньше, чем принято считать.
4. Социопаты настолько жестоки, что отношения с ними невозможны
Социопатам действительно присущи неконтролируемая агрессия и склонность к насилию, поэтому их так боятся. Тем не менее исследования показывают, что это не всегда так. Безусловно, социопатия создает потенциальный риск издевательств и насилия, но люди с таким расстройством личности, как правило, не жестоки.
5. Мужчины чаще имеют социопатию
При упоминании социопата воображение обычно рисует мужской портрет. Вопреки расхожему мнению, что такая модель поведения чаще свойственна мужчинам, чем женщинам, это неправда. Пол не влияет на вероятность развития этого расстройства и не имеет значения при диагностике.
6. Все успешные и наделенные властью люди — социопаты
Несомненно, среди политиков, бизнесменов и директоров попадаются такие личности, но, согласно статистике, явные признаки отмечаются только у 1 из 25. Отношение к социопатии не может быть позитивным или негативным. Это психологическая проблема, требующая профессионального вмешательства.
Почему не стоит вешать ярлык «социопатия»
Даже если человек отличается индивидуализмом, эгоцентризмом, равнодушием и беспринципностью, это еще не значит, что на него можно вешать ярлык «социопат». Оставим эту задачу психиатрам.
Безусловно, к антисоциальному поведению и, в частности, к диссоциативному расстройству личности нельзя относиться легкомысленно. Разумно и логично держаться подальше от тех, кто проявляет подобные наклонности. Вместе с тем чрезмерная демонизация проблемы не только мешает людям с психическим расстройством обратиться за помощью, но и подогревает необоснованный страх.