Юлия Хайрутдинова
Клинический психолог, консультант-аддиктолог, арт-терапевт, заместитель главного врача по реабилитационной работе в «Клинике Маршака»

Я взрослый ребенок из пьющей семьи. Мама умерла, когда мне было 14. Бабушка пила и с мамой, и после ее смерти. Было много насилия. Казалось, что я это пережила, прожила, выросла из всего. Но на работе в последнее время как специально стали приходить нетрезвые клиенты, которых надо обслуживать, и я чувствую страх, едва услышу их голос. Как мне помочь себе?

Анна, 31 год

Здравствуйте, Анна. Сочувствую вам. Живя в такой семейной системе, вы получили сильную психологическую травму. Исцелиться полностью невозможно, но можно научиться жить с этой травмой.

Алкоголизм в семье всегда имеет серьезные последствия для детей. Дети пьющих матерей растут в хаосе, переживая постоянное напряжение и стресс. Со временем это приводит к психическим и поведенческим проблемам. Дети, которые растут в семьях с матерью-алкоголичкой, более склонны к физическому или эмоциональному насилию. Как правило, они не просто страдают, живя с родителями-алкоголиками, а несут эту травму и во взрослую жизнь. Так, вы пишете, что думали, будто «пережили, прожили, выросли», но как только встретились с триггером из прошлого, то все подавленные чувства вернулись.

Самое главное чувство, которое испытывает ребенок в такой ситуации, это страх

Анна, ваша мама и бабушка употребляли алкоголь. Вы выросли в дисфункциональной семье, от слова «дисфункция» — то есть когда семейные функции полностью не выполняются. Не выполняются прежде всего родительские функции — быть опорой для ребенка и формировать его чувство безопасности, устойчивую самооценку, эмоциональные связи. Все рушится и провисает. И появляется много страха, тревоги, неуверенности. В детстве ваша психика выстроила определенные защиты, вам нужно было выжить в этой семейной системе. Во взрослом состоянии подавленные чувства из детства начали прорываться и управлять вами.

Вам в наследство от семьи досталась еще одна история — созависимость. Если родитель страдал любой зависимостью, ребенку ничего не остается, кроме как сформировать у себя созависимую модель личности. И тут вам очень важно осознать, что просто так с этим не справиться.

Мы учимся опознавать свои эмоции и управлять ими в родительской семье. Если родители зависимые, склонные к эмоциональному или физическому насилию, ребенок учится «прятать» свои истинные чувства и никому их не показывать. Человек теряет контакт со своими собственными эмоциями и переживаниями. У него теряется индикатор: что ему нравится, что ему хочется, что по-настоящему его волнует. Зато он отлично определяет, что чувствует и хочет другой.

Первое, что я вам рекомендую, — это начать посещать группы ВДА (Взрослые дети алкоголиков)

Это бесплатные группы психотерапевтической помощи для людей из дисфункциональных семей. Сам термин ВДА появился в 1970-е гг. и первоначально применялся в Программе «12 шагов» и на собраниях групп Анонимных Алкоголиков. Тогда американские психологи впервые заговорили о таком понятии, как созависимость, и выделили ВДА в отдельную категорию людей, обладающих характерными особенностями.

Взрослый ребенок алкоголиков имеет проблемы с выражением эмоций, с построением отношений с другими людьми (особенно любовных). Иногда расстройства проявляются в виде неврозов, тревоги и депрессии, страха. Работа в группах ВДА помогает человеку пережить негативный опыт, вылечить внутреннего ребенка, стать для самого себя новым, заботливым родителем. Можно обратиться к психотерапевту на индивидуальную консультацию, но если такой возможности нет, то вам дорога в ВДА.

Анна, я верю, что вы сможете справиться со своей проблемой. Осозание того, что вам нужна помощь, — это уже первый шаг к ее решению!